Книжные памятники Республики Коми














Библиотека художника С.А. Торлопова. Профессиональный и личностный аспекты формирования.

Библиотека художника С.А. Торлопова. Профессиональный и личностный аспекты формирования.

Сердитова Е.Н. Главный библиотекарь отдела основного хранения фондов Национальной библиотеки Республики Коми

Роль личных книжных коллекций в формировании культурного пространства трудно переоценить. Многие библиотеки по праву гордятся хранящимися в их фондах книжными собраниями известных людей, выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, общественных и политических деятелей. Домашняя библиотека незаурядного человека – это, как правило, отражение его личности, его интересов (как профессиональных, так и духовных), а также отражение времени и событий, в которых он жил и работал.

Летом 2015 года в обменный фонд Национальной библиотеки РК были переданы несколько коробок книг. После беглого осмотра стало ясно, что книги принадлежали Народному художнику России Станиславу Анфимовичу Торлопову. Изначально это предположение было сделано в связи с обнаружением эскизных макетов на картоне и досках. Это эскизы обложки книги Геннадия Юшкина «На островах Ледовитого».[1] Визуальная сверка эскизов и обложки печатного экземпляра из фонда Национальной библиотеки помогла установить авторство, а, следовательно, и предположить, что поступившие книги являются библиотекой художника или, по крайней мере, ее значительной частью. Впоследствии, после подробного изучения каждого экземпляра были выявлены следующие владельческие признаки: дарственные надписи от авторов на книгах и каталогах художественных выставок, именные приглашения на различные мероприятия. Владельческие надписи «Принадлежит С. Торлопову», «С. Торлопов», «Соб. С. Торлопов», сделанные синими чернилами, а также карандашом и фломастером черного цвета, присутствуют только на нескольких экземплярах. Также среди книг были обнаружены несколько визитных карточек художника.

Творчество Станислава Торлопова имеет огромную ценность и значение не только для Коми края, где художник жил и работал, но и для всей России, особенно для Русского Севера. Станислав Анфимович Торлопов –– Народный художник Российской Федерации, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР, народный художник Коми АССР, Кавалер ордена «Знак Почета», лауреат государственной премии Коми АССР. Исследователи творчества художника неизменно отмечают яркость его таланта, признавая его значительным явлением в отечественном изобразительном искусстве.[2]

Русский Север – основная тема в творчестве художника, относившегося к поколению романтиков-«шестидесятников». Сегодня работы С. А. Торлопова находятся в Государственной Третьяковской галерее («Лето на Пай-хое»), региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом. Известно, что с детских лет Станислав Торлопов рисовал, школьником занимался в кружке изобразительного искусства Дворца пионеров. Этот кружок будущий художник стал посещать по настоянию Валентина Викторовича Полякова, известнейшего коми художника-графика, первого иллюстратора книг Коми книжного издательства, с именем которого связана организация Союза Советских художников в Коми АССР – первой государственной творческой организации художников республики.

Свой первый успех сам Торлопов связывал с Всесоюзной выставкой детского творчества в Москве, в которой он принял участие еще будучи шестиклассником и публикацией об этом событии в архангельской газете «Правда Севера». В одном из интервью он вспоминает, что «был снимок и подпись типа того, что шестиклассник занимается в местном кружке и на всесоюзной выставке в Москве он получил грамоту и огромную библиотеку по изобразительному искусству. Имя, помню, в той заметке перепутали, был, я кажется, Вячеславом».[3] Из этих слов мы можем сделать предположение, что начало личной библиотеке (по крайней мере ее профессиональной части) было положено уже тогда, в далеком 1948 году с того самого подарка на выставке в Москве.

Еще один выдающийся человек, известный в Коми пейзажист Николай Александрович Лемзаков, дал путевку в жизнь юному художнику Торлопову, преподав ему первые уроки живописи и рекомендовал ему для обучения Костромское художественное училище. Будучи 19-летним учащимся, С. А. Торлопов впервые представляет свои этюды на 11-й Коми республиканской художественной выставке 1955 года.[4]

В апреле 2015 года Станислав Анфимович ушел из жизни. Нам удалось выяснить, что книги в нашу библиотеку передал сын художника, Илья Станиславович. Даритель подтвердил факт принадлежности каждого экземпляра личной библиотеке его отца. В начале творческого и жизненного пути, в годы роста и совершенствования профессионального мастерства и во времена творческой зрелости, Станислава Анфимовича сопровождали книги.

Масштаб личности С. А. Торлопова, тот яркий след, который он оставил в искусстве, послужили серьезным поводом обратить внимание на его библиотеку как на часть его творческого наследия и попытаться нарисовать портрет художника-книголюба. Ведь, по словам самого Станислава Анфимовича, «через вещи можно понять человека, обладателя оных».[5] Немного перефразируя слова мастера, нами предпринята попытка понять человека через книги, которыми он обладал, и в этой статье дать общее описание его личной творческой библиотеки.

Тематически библиотеку, состоящую из 310 экземпляров, можно условно разделить на три основные части: книги и печатные материалы по изобразительному искусству, художественная и краеведческая литература. Необходимо отметить, что краеведческая составляющая присутствует во всех частях. «Львиную» долю от поступивших книг составляет фонд по изобразительному искусству. Это альбомы репродукций, комплекты открыток, буклеты и каталоги художественных выставок. А о первых шагах будущего художника нам напоминают две небольшие книги в мягких обложках, изрядно потрепанные, со следами красок, карандашными пометами, явно неоднократно проштудированные. Это брошюры из серии «В помощь начинающим художникам» автора А. В. Виннер «Как пользоваться темперой» и «Как пользоваться масляными красками», изданные в 1951 году.   Закладка в одной из них – листок с карандашными рабочими записями о составе слоев грунтовки холста.

Известно, что Костромское художественное училище было художественно-педагогическим, то есть готовило учителей рисования и черчения для средней школы. Выпускник был обязан отработать по распределению несколько лет. С. Торлопову удалось этого избежать, поскольку он получил от В. Полякова вызов на художественный фонд в Сыктывкаре, но к профессии учителя он готовился, об этом нам говорит книга «Планы уроков по черчению для 10 класса средней школы. Из опыта работы. Пособие для учителей» 1957 года издания. На форзаце надпись синими чернилами «Торлопов СтА»

По собранию каталогов выставок можно изучить географию не только творческой художественной жизни Советского Союза и России 50-х – 2000-х гг., но и, в частности, личную творческую географию и историю С. А. Торлопова. Всего Станислав Торлопов участвовал в более чем 100 всесоюзных, всероссийских, зональных, коми республиканских, групповых и тематических выставках. За годы самостоятельного творчества состоялось 9 персональных выставок художника: в Сыктывкаре, Петрозаводске, Москве и Вьетнаме.[6] Всего в коллекции 90 экземпляров каталогов международных, национальных, региональных, а также всесоюзных, республиканских, областных выставок. Это и стационарные, и передвижные, персональные, групповые и коллективные выставки. В каталогах – рабочие пометы художника: план размещения экспонатов, комментарии.

Особо хотелось бы упомянуть о зональной выставке «Советский Север», сегодня именуемой «Российский Север». Эта выставка впервые объединила мастеров изобразительного искусства Северо-Западного региона в 1964 году. Станислав Торлопов – постоянный участник этих выставок, которые проходили в разных городах Северо-Западного региона, в том числе и в Сыктывкаре. В коллекции художника каталоги пятой, шестой и седьмой выставок «Советский Север», проходивших, соответственно, в Сыктывкаре, Новгороде и Мурманске и два издания девятой выставки «Российский Север», состоявшейся в 2003 году в Вологде.

Часть каталогов персональных выставок с дарственными надписями и автографами. Среди имен такие мастера, как заслуженные деятели искусств Коми АССР Аркадий Мошев, Николай Жилин, Владимир Рохин, заслуженный художник России из Мурманска Николай Морозов, заслуженный художник РСФСР кировчанин Петр Вершигоров, архангельский художник Всеволод Видякин, марийский живописец и график, заслуженный художник РФ и заслуженный деятель искусств МАССР Зосим Лаврентьев.

Треть от собрания, а именно 30 каталогов, издана в Коми. Это каталоги местных, региональных и зональных выставок, проходивших в нашей республике. Для Национальной библиотеки, как краеведческого депозитария, это немаловажное приобретение и повод для начала формирования своей собственной коллекции подобных материалов.

Станислав Анфимович имел непосредственное отношение к книжному делу как иллюстратор. Вспомним обложку книги «На островах Ледовитого». Среди книг из личной библиотеки есть еще одна с иллюстрациями владельца. Это книга Юрия Груббэ «Тропы под кронами».[7] Также художник известен как иллюстратор детских книг. Достаточно взглянуть на оформление произведений «Татчö волыны ме рад» («Побывать всегда здесь рад». Пер. с коми) Юрия Васютова[8] или «Другъяс» Юстины Поповой[9], чтобы понять, насколько многогранен талант художника. Также он входил в группу иллюстраторов, делавших рисунки для такой важной учебной книги, как коми букварь. О том большом значении, которое придавал книжной иллюстрации, как произведению искусства, художник Торлопов, говорит и имеющийся в его собрании альбом «Лучшие издания 1979. Всесоюзный конкурс искусства книги СССР».[10]

Произведения художественной литературы для мастера живописи – это, следует полагать, не просто чтение, но еще и возможность вдохновиться, получить мощный импульс к созданию очередного шедевра. Судя по тому, что в библиотеке С. А. Торлопова немало поэтических сборников, преимущественно лирики, именно стихи были наиболее близки его сердцу. Произведения коми авторов – Василия Журавлева-Печорского, Виктора Кушманова, Альберта Ванеева, Надежды Мирошниченко, Геннадия Юшкова, Владимира Попова, Ивана Пехтерева, изданные в Сыктывкаре и Москве составляют ядро поэтического собрания художника. Некоторые книги с дарственными надписями от поэтов. «Славному человеку и доброму художнику Станиславу Торлопову желаю солнца в жизни и искусстве. Сердечно А.Ванеев» и «Уважаемому собрату по искусству Станиславу с пожеланиями больших успехов. А. Ванеев» в сборниках стихов «Надпись на снегу»[11] и «Сосны под солнцем»[12] Альберта Ванеева. «От автора-кандидата» на внутренней стороне обложки сборника стихов «Это все о Тебе…» известного журналиста Юрия Ионова.[13] «Станиславу Торлопову – хорошему коми парню и большому мастеру. С уважением» в сборнике рассказов «Где ты, город?» Ивана Торопова.[14] Встречаются и дарственные надписи от коллег-иллюстраторов. Это надпись «От автора» с подписью художника А. Неверова на внутренней стороне обложки книги «Старуха Изергиль» М. Горького[15] и «Станиславу от автора иллюстраций этой книги с уважением на память. В. Порохня» на титульном листе сборника детских стихов Алексея Мищарина «Зеп тыр коль» («Карман, полный шишек». Пер. с коми)[16].

Станислав Торлопов, по меткому выражению автора одной из биографических статей, «романтик, исходивший множество дорог».[17] Он исследовал Север в составе геологоразведочных партий, путешествовал по Печоре, отражая в своих работах не только суровую и прекрасную природу, но и портреты, и быт северных людей, геологов, оленеводов, охотников. Из зарубежных поездок художник также привозил яркие впечатления и живописные работы. Некоторые следы этих путешествий мы видим и в домашней библиотеке художника. И снова хочется вернуться к книге «На островах Ледовитого». Ведь Торлопов не просто иллюстрировал эту книгу, он сам был участником той экспедиции в Арктику, о которой интересно и поэтично поведал нам Геннадий Юшкин.

В 1975 и 1976 годах художник побывал в Северном Вьетнаме. Результат этой поездки – цикл работ «По Вьетнаму», путевой дневник, опубликованный в 2007 году в журнале «АРТ», а среди книг художника сохранилась вот такая память – экземпляр номера вьетнамского литературно-художественного журнала ВНА (Вьетнамской Народной армии) «Vannghe quandoi» за 1976 год. На экземпляре есть дарственная надпись на вьетнамском языке «Станиславу Торлопову», сделанная шариковой ручкой на титульном листе. Автор надписи не установлен.

Одна из многочисленных творческих командировок состоялась в 1984 и 1989 годах в Болгарию. Среди книг С. Торлопова мы видим напоминание и об этой поездке – сборник стихотворений на болгарском языке «Под небето», изданный в Варне в 1988 году, предположительно с дарственной надписью автора и художника Георги Мирчева «…за дружбу, за творчество… 1 X – 89».

Краеведческая часть коллекции, кроме вышеупомянутых художественных произведений коми авторов, включает в себя материалы по искусству, сборники научных трудов Коми филиала Академии наук СССР, Коми научного центра УроРАН по истории, археологии, литературоведению и языкознанию. Эти книги снова отсылают нас к теме путешествий, экспедиций и творческих поездок художника. «Так уж сложилась моя судьба, что с детства она соприкоснулась с геологией, да и вообще с учёным светом всего Коми филиала Академии наук СССР послевоенных лет, ибо жил я в академическом квартале, в старом двухэтажном деревянном доме» – вспоминает Торлопов. [18] В первую очередь эти слова о геологах, но любое путешествие – это прикосновение и к культуре, языку, историческим и археологическим памятникам исследуемой местности. Познавая и изучая этот мир непосредственно «на местах» и через книги, художник достигает необыкновенной точности образов, показывает подлинное знание того пространства «от Сыктывкара до Диксона, именуемое Русским Севером».[19]

Книга для человека творческой профессии – это не только досуг, но и источник вдохновения. А для художника книга – это зачастую холст, на котором он может с помощью искусства иллюстрации выразить свое видение сюжета, а также визуализировать мысль писателя. Иногда книги – это холст и мольберт не в переносном, а в прямом смысле. Свидетельство тому зарисовки на страницах, рабочие пометы. Так, например, карандашный набросок на внутренней стороне обложки комплекта открыток «Дружная семья народов СССР» (Калинин, 1959 г.), изображающий некую танцовщицу, может быть навеяна каким-либо народным танцем, а возможно и балетом. Нашу мысль этот рисунок неожиданно направил в сторону знаменитого объединения художников «Мир искусства» и его основателя гениального Александра Бенуа. А точнее, к его эскизам костюмов для балета «Петрушка». Конечно, предположение, что творчество Бенуа явилось поводом для этого наброска, не имеет под собой каких-либо серьезных оснований, но, тем не менее, этот образ рождает определенные ассоциации. Порой эскиз служит в книге закладкой, а переплетная крышка может служить палитрой. Находящаяся в собрании художника Торлопова подшивка журнала «Огонек» за 1953 год во владельческом переплете изначально рассматривалась как кандидат для восполнения лакун фонда периодики, пока на внутренней части нижней крышки переплета мы не обнаружили настоящую творческую палитру художника, на которой он размешивал краски, создавая неповторимые оттенки для своих работ.

Знакомясь с библиотекой художника С.А. Торлопова, листая книги, рассматривая иллюстрации, разбирая записи и любуясь зарисовками на полях страниц, мы заново открыли и продолжаем открывать для себя мир творческого человека. Книги словно рассказывают нам не только о том сюжете, который заложен в них, но и об их владельце. Огромный талант, тонкая душа, добрый нрав и невероятная любовь к родной земле – все это Станислав Торлопов, мастер живописи, память о котором живет и в его работах и в принадлежавшей ему замечательной библиотеке. Изучение личных библиотек, формирование на их основе коллекций – важная составляющая миссии Фонда редкой книги. Библиотека художника С.А. Торлопова – еще одно важное приобретение в разработке темы о роли книги и чтения в жизни и творчестве выдающихся деятелей науки, политики и культуры.



[1] Юшкин Г. На островах Ледовитого/ Г. Юшкин. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1976

[2] Поповцева Элеонора Константиновна. Станислав Торлопов : ветер дальних дорог : [альбом] / Э. К. Поповцева; М-во культуры Респ. Коми, Нац. галерея Респ. Коми. - Сыктывкар : Национальная галерея Республики Коми, 2013

[3] Щербинина М. Станислав Торлопов:»Истина открывается не сразу»//Республика. – 2014. – 13 марта

[4] XI Выставка работ художников Коми АССР. Каталог – Сыктывкар, 1955 г.///НАРК. Ф. 1434. Оп. 1. Д. 106. Л. 8.

[5] Протокол обсуждения осенней выставки Коми художников 1962 г. //НАРК. Ф. 1434. Оп. 1. Д. 19. Л. 12.

[6] Поповцева Э. К.. Станислав Торлопов : ветер дальних дорог : [альбом] / Э. К. Поповцева; М-во культуры Респ. Коми, Нац. галерея Респ. Коми. - Сыктывкар : Национальная галерея Республики Коми, 2013

[7] Груббэ Ю. Тропы под кронами /Юрий Груббэ; художник С. Торлопов. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1971 г.

[8] Васютов Ю. К. Татчö волыны ме рад : поэма / Юрий Васютов ; ред. В. А. Попов ; серпасалic С. А. Торлопов. - Сыктывкар : Коми книжнöй издательство, 1966

[9] Попова Ю. А. Другъяс / Юстина Попова ; ред. В. А. Попов ; серпасалiс С. А. Торлопов. - Сыктывкар : Коми книжнöй издательство, 1965

[10] Лучшие издания 1979. Всесоюзный конкурс искусства книги СССР. – Москва: Книга, 1981

[11] Ванеев А. Надпись на снегу. Стихи и поэма / А. Ванеев. – Москва: Сов. писатель, 1975

[12] Ванеев А. Сосны под солнцем. Стихи/ А. Ванеев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1966

[13] Ионов Ю. Это все о Тебе /Ю. Ионов. – Пугачев, 1995.

[14] Торопов И. Где ты, город?. Рассказы. Повесть И. Торопов/ – Москва: Современник, 1972

[15] Горький М. Старуха Изергиль. Песня о соколе. Песня о Буревестнике/М. Горький; художник А. Неверов. – Сыктывкар, 1982

[16] Мишарин А. Зеп тыр коль. Поснияслы кывбуръяс/А. Мишарин; ; серпасалiс В. Порохнялон. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984

[17] Торлопов С. В странах друзей : [альбом] / Станислав Торлопов; М-во культуры Респ. Коми, Нац. галерея Респ. Коми. - Сыктывкар: Национальная галерея Республики Коми, 2008

[18] Торлопов С. Мои полевые университеты//Вестник геологии КНЦ УрО РАН. – 1998. – № 3. – С.16-21

[19] Торлопов С. Мои полевые университеты//Вестник геологии КНЦ УрО РАН. – 1998. – № 3. – С.16-21