Книжные памятники Республики Коми














Музейные чтения (Галерея РК)

                       Искусство оформления книги: на примерах изданий фонда редкой книги Национальной библиотеки Республики Коми


 Холопова Лилия Андреевна,

ведущий библиотекарь Отдела основного хранения фондов ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми»

Фонд Национальной библиотеки Республики Коми насчитывает более 2,5 млн. единиц хранения, в том числе более 8,5 тыс. единиц составляет фонд редких и ценных изданий, состоящий из периодики, рукописей и коллекций XVII – начала XX веков.

Достаточно большой массив редких изданий составляет литература отличающаяся мастерством художественного замысла, оформлением, иллюстрированием и полиграфическим исполнением. Каждая из таких книг - настоящее произведение искусства, с совершенно особым, присущим только ей художественным обаянием.

В разные эпохи было свое представление об искусстве книги, о соответствии ее оформления содержанию. Надо заметить, что термин «искусство книги» был введен художником А. Н. Бенуа. До него употреблялось выражение «искусство в книге». На первый взгляд, иллюстрация несет вторичную нагрузку после текста. Однако это совершенно самостоятельный вид искусства, ведь художник в иллюстрациях реализует собственные мысли.

Так, многие книги с иллюстрациями выдающихся художников становятся книжными памятниками – изданиями, в отношении которых, в силу определенных причин, установлен особый режим учета, хранения и использования.

Свидетельством серьезной, до деталей продуманной работы создателей книг служат такие примеры, как изящная обложка и суперобложка, золотые, серебряные или цветные обрезы, гармоничные форзацы, оформленные с тонким вкусом титульные листы, нарядные и торжественные переплеты многотомных изданий, а так же многое другое. Во всем этом многообразии искусства оформления книги можно убедиться на изданиях редких книг Национальной библиотеки.

Обращает на себя внимание «Святцы» - печатное издание конца XIX века изданное в типографии Почаевского монастыря (Украина). При создании печатной книги в XIX веке особое внимание уделялось оформлению начальных и концевых полос. Начальная полоса почти всегда украшалась большой заставкой. Так, внутри издание украшено тремя видами заставок растительных мотивов, с изображением вазы с цветами. Концевые полосы могли украшаться гравированными концовками. Чаще всего, чтобы обозначить завершение текста или его части, типографы сужали концевую полосу книзу, оформляя ее в виде треугольника, что и наблюдаем на примере нашей книги. Материал переплета книги: дерево и кожа. Переплеты крышки оформлены блинтовым тиснением и украшены декоративными застежками, одна из которых утеряна.

Одной из жемчужин искусства оформления книги в фонде Национальной библиотеки является трехтомная «Библия» с 230-ю гравюрами французского живописца Гюстава Доре (1832-1883). Этот шедевр книжного искусства был издан в 1878 году фирмой знаменитого русского книгоиздателя М. О. Вольфа. Ценность этого издания, помимо его полноты, заключается в том, что оно, вопреки широко распространенной практике, содержало в себе не репродукции с иллюстраций, а подлинные гравюрные оттиски. М. О. Вольф сумел получить право на печатание непосредственно с тех досок, которые были гравированы под наблюдением самого Дорэ в его мастерской большим коллективом работавших с ним ксилографов.

Библия, изданная в ограниченном количестве, явилась самой лучшей по переводу и исполнению и сразу же была раскуплена. Она стала библиографической редкостью, тем более, что клише после изготовления гравюр были уничтожены.

Внешнее оформление книги облачено в издательские составные переплеты с богатым золотым тиснением на кожаных корешках и крышках и с круговыми золотыми обрезами.

Еще одно роскошное антикварное издание представляет собой книга Иоганна Гёте «Фауст» (СПб., 1899). Её высота составляет полметра, а ширина 35 см. Выход данного издания совпал с 50-летним юбилеем литературной деятельности переводчика издания, поэта Афанасия Фета. Его перевод одного из величайших произведений мировой литературы был признан критиками очень удачным. В книге множество иллюстраций, среди которых 25 великолепных гравюр с изображениями картин немецкого художника Энгельберта Зейбертца. Смотря на иллюстрации издания, возникает ощущение, что они только что вышли из-под печатного станка, их прекрасное состояние сохраняет пергаментная бумага. Это подарочное издание «Фауста» было посвящено издателем Адольфом Федоровичем Марксом одному из членов царской семьи - Великой Княгине Марии Павловне.

Рассмотрим несколько изданий из фонда редкой книги начала XX века.

В 1911 году искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь издал серию иллюстрированных монографий о русских художниках. Первый выпуск серии был посвящен Михаилу Александровичу Врубелю. Издание вышло вскоре после смерти художника, его текст написан крупным российским искусствоведом Степаном Петровичем Яремичем. Книга отпечатана на высококачественной бумаге, иллюстрации на отдельных вклейках представляют самые известные работы М. А. Врубеля и выполнены в цвете.

В том же 1911 году увидело свет «роскошное» шести томное издание «Великая реформа», опубликованное в Москве в издательстве И. Д. Сытина. Это юбилейное энциклопедическое издание, посвящено пятидесятилетию осуществления Крестьянской реформы в России и представляет собой целый набор искусных оформлений.

Книги облачены в издательские коленкоровые переплёты кремового оттенка, на верхних крышках шрифт и рисунок выполнены глубоким тиснением. Украшает издание торшонированный (фигурный) обрез снизу и сбоку, форзацы оформлены узорным литографированным растительным орнаментом. Иллюстрации опубликованы на отдельных листах, отделённые от текста прозрачной пергаментной бумагой, на которой нанесены пояснительные тексты к иллюстрациям. Издание наполнено обилием заставок, виньеток, миниатюр, ажурных инициалов (буквиц). Негласно в книжном мире, это издание считается настоящим произведением искусства.

Около 700 изданий фонда редкой книги составляют томики миниатюрных книг. Они, как и большеформатные подарочные издания представляют собой прекрасные образцы полиграфического искусства.

Одной из самых изящных книг коллекции миниатюр является книжка Козьмы Пруткова «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы» (Пермь, 1973; 54х44 мм.). Это необычное издание - в книге нет ни одной типографской буквы. Весь текст выполнен  художником Владимиром Вагиным. Таким образом, он будто воссоздал подлинную записную книжку К. Пруткова. Художник точно и до мельчайших деталей передает особенности письма: старательный почерк с завитушками и росчерками, затертые кляксы. Книжка помещена в плексигласовую коробочку с двумя отделениями: в одном размещена сама книжка, а во втором - увеличительное стекло, прикрепленное к корешку блока книги ленточкой-закладкой (ляссе).

В настоящее время все активнее осуществляется обновление, совершенствование издательской техники, внедряются новые технологические процессы. Это значительно обогащает художественно-выразительные возможности книги. Выбор художественного материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Современные художники книги ищут новые выразительные возможности в комбинировании уже известных материалов и техник,  широко привлекают новые средства.

Например, они используют нетканые материалы, прозрачные пленки, гравюру на фольге, лазерную графику, создают стерео иллюстрации с объемным изображением с помощью специальных очков и многое другое. Все это многообразие оформления книги на ярких примерах отражено в современных изданиях Национальной библиотеки.

Одной из таких книг является коллекционное издание Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, приуроченное к 200-летнему юбилею поэта (М., 2013). Книга отпечатана в одной из лучших типографий Словении на мелованной бумаге, переплет ручной работы, выполнен из натуральной кожи специальной выделки. На передней стороне обложки – серебряный логотип «Классика» 925 пробы, отчеканен на Санкт-Петербургском монетном дворе. Обрез книги напоминает зеркало, настолько тщательно он обработан серебряной фольгой. Изобразительный ряд издания уникален: в книге впервые собрана обширная галерея лучших иллюстраций к произведениям поэта, которая являет собой свыше 400 цветных и черно-белых изображений. Книга помещена в твердый картонный футляр.

Не менее интересно подарочное издание «Санкт-Петербург. История города» (СПб., 1998), опубликованное на русском и английском языках, кратко повествует об историческом пути Санкт-Петербурга от небольшой крепости, заложенной Петром I, до великого города, который не зря зовется Северной Пальмирой и считается второй столицей Российского государства. Украшают книгу сотни картин, гравюр и портретов, выполненных признанными мастерами исторической живописи и графики, а также малоизвестными или незаслуженно забытыми авторами. Переплет издания уникален: он выполнен «под медь» по оригинальной технологии и украшен рельефным тиснением и гравированной обложкой.

Несколько лет тому назад редкий фонд Национальной библиотеки пополнился шикарным современным изданием «Слово о полку Игореве» (СПб., 2006), изданным в издательстве «Вита Нова», специализирующемся на выпуске малотиражных коллекционных книг. Данный экземпляр переплетен натуральной коричневой кожей и заверен тисненным экслибрисом издательства. К книге прилагается компакт-диск с записью речевой реконструкции текста «Слова….». Иллюстрации, помещенные в книге, выполнены в технике надглазурной росписи по фарфору и воспроизведены методом пятицветной печати с использованием двух различных металлизированных красок.

Одна из самых необычных книг из коллекции библиотеки является книга-перевертыш «Графический дизайн в России» (М., 2008) знаменитого искусствоведа Елены Черневич. Это первая книга, посвященная русскому графическому дизайну. Она повествует об истории возникновения профессии дизайнера в России и ее взаимосвязи с искусством книги. Но "дизайн" - это не только слово с обложки. Форма оправдывает содержание оригинальным оформлением: в объёмную рамку вставлен альбом, прошитый ниткой в виде причудливого узора; сам альбом можно открывать с двух сторон и либо смотреть картинки, либо читать текст. При этом сделана книга просто, дизайн лишен "наворотов", а текст легко читается.

Все выше представленные издания - это лишь малая часть искусно оформленных изданий из коллекции фонда редкой книги. Все они находятся на особом режиме хранения, но, тем не менее, они постоянно экспонируются, тем самым привлекая интерес пользователей библиотеки к искусству книги.

Необходимо отметить и то, что многие из изданий фонда редкой книги были отмечены наградами за достижения в области книжной графики, дизайна и полиграфии в рамках всероссийского конкурса «Искусство книги». Этот конкурс был основан в советское время, в 1958 году, и с тех пор считается одним из самых авторитетных среди книжных графиков.

Очень примечательно, что в Республике Коми также издаются книги искусного полиграфического оформления. Так, в 2013 году сыктывкарское издательство «Эском», выпустило фотоальбом «Белыми ночами». В книге опубликована автобиография узника Печорлага - Менахема Бегина, который во время заключения работал на строительстве моста через реку Печору.

Художником Алексеем Поповым интересно оформлена обложка: на верхней крышке переплета располагается дополнительный декоративный элемент на магнитной защелке. Также на обложке изображен металлический мост на сваях, как символ жизни от рождения к смерти, а детали рисунка оттиснуты фольгой. Книга издана на мелованной бумаге высокого качества.

Из всего выше сказанного можно заключить, что книга - это синтез художественного слова и изобразительного искусства, осуществленный средствами полиграфии. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература - искусство «временное» и книжная графика - искусство «пространственное». Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Книга - памятник культуры определенного времени, как и любое произведение искусства.