Книжные памятники Республики Коми














Архангельск 2013

 Частные коллекции представителей интеллигенции XIX – начала XX века в фондах Национальной библиотеки республики Коми

 

Л. А. Холопова

На сегодняшний день в фонде Национальной библиотеки Республики Коми выявлены книги, имена владельцев которых известны широкой общественности в качестве подвижников культуры и образования России. Среди них государственный деятель, коллекционер граф Н. А. Кушелев-Безбородко, историк, член Государственного Совета и владелец обширной библиотеки А. А. Половцев, историк архитектуры М. В. Красовский, а так же преподаватели и духовенство Коми края.

В преддверии XX столетия на Севере России носителями и создателями культуры в обществе становятся представители просвещенной интеллигенции (учителя, священники, врачи, ученые).

В среде служителей церкви стал формироваться слой провинциальной церковной интеллигенции. Это преподаватели учебных заведений церковного ведомства (семинарий, духовных училищ, церковно-приходских школ), священники, преподававшие в школах и гимназиях, т.е. все те, кто занимался высококвалифицированным преподавательским, исследовательским и просветительским трудом[1].

На основании научных сборников и архивных документов на данный момент установлена личность священника Александра Гавриловича Еремиевского. Книги, со штампом Еремиевского насчитывают 7 экземпляров. Это отдельные тома из полных собраний сочинений таких отечественных писателей, как Аксаков (Пг., Б. г.) (НБРК, Инв. № 64918), Жуковский (Пг., Б. г.) (НБРК, Инв. № 64919), Загоскин (Пг., Б. г.) (НБРК, Инв. № 15411), Карамзин (Пг., 1915) (НБРК, Инв. № 15317, 15373, 15336).

Книги, со штампом Еремиевского вышли в свет в период с 1915 по 1917 гг., в известном издательстве А. Ф. Маркса и в товариществе издательского дела «Копейка».

О том, что книги принадлежат А. Г. Еремиевскому, говорят два варианта штампов. (Рис. 1) Один из них состоит из фамилии владельца, исполнен в коричневом цвете, форматом 5 x 1,5 см., он находится на форзаце и обложке книг. Второй штамп              (Рис. 2) воспроизводит должность, фамилию, имя и отчество владельца: «Священникъ Александръ Гаврiлович Еремiевскiй», он расположен на обложке книги, исполнен в фиолетовом цвете, форматом 5х2 см.

Как удалось выяснить, Александр Гаврилович родился 13 июля 1872 года и был сыном священника Сольвычегодского уезда Лябельской Спасопреображенской церкви[2].

В 1893 году Еремиевский закончил Вологодскую духовную семинарию. В период с 1894 по 1896 гг. он состоял учителем Усть-Вымской двухклассной церковно-приходской школы.

С 1896 по 1909 гг. Александр Гаврилович служил законоучителем городского трехклассного училища и женской прогимназии, с рукоположением в сан священника и с причислением к Усть-Сысольскому Троицкому собору сверх штата[3].

В 1897 году становится членом ревизионного комитета по проверке экономических отчетов по Усть-Сысольскому духовному училищу. А в 1898 году Еремиевскому было предложено стать директором Усть-Сысольского тюремного отделения. Через год (1899), за усердную и полезную службу по церковно-школьному делу в Усть-Сысольском уезде Еремиевский был награжден набедренником[4].

Набедренник появился в Русской православной церкви в  XVI веке и является её уникальной иерархической наградой, которой нет в других православных Церквях. Набедренник аётся священнику за ревностное служение  Церкви в качестве первой награды[5].

К началу 1900 года общественная и профессиональная деятельность священника Еремиевского набирает все большие обороты. Он стал депутатом от духовного ведомства в уездный комитет по народной трезвости. Через год, в 1901 году, исполнял должность наблюдающего библиотекой-читальней при Комитете о народной трезвости, а также был лектором религиозно-нравственных чтений для народа. С 1902 года – занимает должность законоучителя и духовника нижних чинов конвойной команды. К 1903 году определяется в должность духовника при Усть-Сысольской тюрьме[6].

В 1905 году Еремиевский был награжден скуфьей, а в 1909 – камилавкой.

Скуфья – фиолетовая шапочка, которая надевается как во время богослужения, так и вне его. Камилавка была заимствована из епархий православного Востока, где она была отнюдь не наградой, а повседневным головным убором[7].

Последние сведения, которыми мы располагаем относительно профессиональной деятельности А. Г. Еремиевскрго, это то, что с 1909 года он был назначен на должность законоучителя Усть-Сысольской мужской прогимназии.

Касательно семейного положения Александра Гавриловича по архивным документам стало известно, что он был женат, его супругой была Лариса Павлова, которая была дочерью священника Усть-Вымской Благовещенской церкви. В их браке появилось трое детей, дочери Екатерина и Елизавета и сын Павел[8].

Как устроилась жизнь священнослужителя дальше - для нас оставалось загадкой. Мы могли только догадываться, каких высот он еще достиг. Последние сведения, выявленные относительно биографии Еремиевского, относятся лишь к 1920 году. 2 января 1920 года Еремиевский был арестован за «революционную деятельность» и «пособничество белогвардейцам». 7 мая 1920 года Вологодский ревтребунал приговорил священника к 5-ти годам лишения свободы[9]. О дальнейшей судьбе священника, пока ничего не известно.

Не только представители духовного сословия имели свои личные библиотеки, не мало частных коллекций было и у преподавателей. Один из таких преподавателей, чьи владельческие знаки были обнаружены в книгах Национальной библиотеки – Петр Петрович Ползунов.

До недавнего времени о П. П. Ползунове было известно только, что он являлся автором книги «История Устьсысольского городского училища», которая была издана в Усть-Сысольске в 1912 году.

В настоящее время известно 7 книг, принадлежавших П. П. Ползунову, которые хранятся в Национальной библиотеке, это: «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (Петрозаводск, 1913) (НБРК, Инв. № 14519, 14520), «Олонецкий край: путевые очерки» М.А. Круковского (СПб., 1904) (НБРК, Инв. № 14525), «Русское слово» П. Барышникова (М., 1915) (НБРК, Инв. № 9077, 9078), «Рассказы и стихи» Ф.К. Сологуба (СПб., 1896) (НБРК, Инв. № 14837), «Труды общества землеведения при Императорском Санкт-Петербургском университете» (СПб., 1906) (НБРК, Инв. № 10209).

Принадлежность книг П. П. Ползунову подтверждается автографом и штампом владельца. Автограф представляет собой скорописную надпись коричневыми чернилами – «Петр Ползунов» (Рис. 3). Штамп исполнен в фиолетовом цвете, имеет размер 3,5 x 1,5 см и воспроизводит должность, фамилию, имя и отчество владельца – «учитель Петръ Петрович Ползуновъ» (Рис. 4).

Сведения о нем были обнаружены в Книге копий формулярных списков, хранящейся в Национальном архиве Республики Коми в фонде «Усть-Сысольское городское училище» (Ф. 186)[10].

Как оказалось, П. П. Ползунов родился 21 июня 1875 года, был выходцем из мещан, православного вероисповедания; точное место рождения не указано.

В 1890 году Петр Ползунов в возрасте 15 лет окончил курс в Петрозаводском 3-х классном городском училище, а уже в 1894 году он был выпускником учительской семинарии, получив свидетельство на звание начального учителя.[11]

Помимо этого, удалось выяснить, что П. П. Ползунов был женат и у них с супругой было трое детей: дочери Маргарита и Софья и сын Михаил.

1 сентября 1894 года молодой учитель Петр Ползунов приступил к обязанностям преподавателя земского училища Петрозаводского уезда. Через два года, в сентябре 1896 года, П. П. Ползунов, был переведен в Гим[о]льское (?) одноклассное Министерства народнго просвещения училище Повенецкого уезда Олонецкой губернии.

Кроме этого, в память о Первой всеобщей переписи 1897 г. П. П. Ползунов был награжден «темно-бронзовой медалью»[12]. Скорее всего, П. П. Ползунов являлся непосредственным участником этой переписи, поскольку доподлинно известно, что счетчики для сбора данных, набирались из представителей сельского духовенства, учителей, приказчиков помещичьих имений, грамотных крестьян и прочих[13].

1 января 1907 года приказом Управляющего Санкт-Петербургским учебным округом П.П. Ползунов был назначен помощником учителя в Усть-Сысольское четырехлассное городское училище[14]. Таким образом П. П. Ползунов оказался в Коми крае, приехав сюда из соседней Олонецкой губернии. Через год после прибытия в Усть-Сысольск, в сентябре 1908 года, приказом Управляющего Санкт-Петербургским учебным округом П. П. Ползунов был допущен к исправлению должности штатного учителя того же училища, а также выдержал экзамен при Усть-Сысольской гимназии на звание домашнего учителя по географии, на что получил соответствующее свидетельство[15].

Распоряжением Министерства народного просвещения от 28 апреля 1909 года П. П. Ползунов был утвержден штатным учителем Усть-Сысольского городского училища. 18 мая того же года товарищем директором народных училищ Вологодской губернии П. П. Ползунову была выражена благодарность «за постановку учебно-воспитательного дела»[16].

Биографические факты из жизни П. П. Ползунова объясняют его интерес к Олонецкому краю, что находит отражение в тематике книг его коллекции. Будучи человеком образованным, П. П. Ползунов, судя по его книгам, проявлял также интерес к языкознанию и художественной литературе. Ко всему прочему, практически сразу после приезда в Усть-Сысольск П. П. Ползунов взялся за сбор материала и подготовку книги по истории городского училища. Специалисты утверждают, что «История Устьсысольского городского училища» - это книга, в которой описана вся история городского образования XIX – начала XX века и без которой немыслимо сегодня представить историю городских школ столицы Коми края.[17]

Очевидно, что П.П. Ползунов при выборе книг руководствовался как личными пристрастиями, так и профессиональными интересами.

Подведем некоторые итоги. Книги, с владельческими признаками рассмотренных владельцев, в основном представлены светской литературой. Наличие светской книги научного, художественного, исторического или практического содержания было обусловлено не только высотой занимаемого положения и, как следствие, более широким доступом к книгам и возможностью их приобретать, но и происходившими изменениями в общественно-политической жизни страны и региона. К тому же очевидно, что церковная интеллигенция и преподаватели Коми края конца XIX – начала XX века охотно шли на сотрудничество с земской интеллигенцией, на совместное обсуждение местных проблем, создание просветительских, благотворительных и научных союзов. К тому же они сами имели непосредственное отношение к книге и литературе. Так, Еремиевский занимал должность наблюдающего библиотекой-читальней, а Ползунов был автором книги.

И, несмотря на то, что Коми край – это место достаточно отдаленное от центра, частным коллекционерам это не мешало пополнять свои библиотеки новинками книжного рынка. Посредством актуальной и качественной литературы обогащались знания не только самих владельцев, но и тех, кому в руки могли попасть эти книги, например, коллегам или ученикам.

Пока приоткрыли лишь малая завеса на пути серьезного изучения частных коллекций XIX - начала XX века в фондах Национальной библиотеки Республики Коми. Еще не все штампы и автографы изучены, не все имена выявлены. Впереди нас ждет серьезная и кропотливая работа.

 

 

 



[1] Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 года. – Вологда, 1992. – С. 109.

[2] Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 г. / Сост. Л. Торопова. – Сыктывкар, 2002. – С. 55.

[3] Национальный архив Республики Коми (далее - НАРК). Ф. 230: Вологодская духовная консистория. Оп. 1. Д. 339: Клировые ведомости церквей Усть-Сысольского уезда за 1902 г. Л. 24 об.

[4] НАРК. Ф.230. Оп.1. Д.339. Л.24 об.

[6] НАРК. Ф.230. Оп.1. Д.339. Л.24 об.

[8] НАРК. Ф.230. Оп.1. Д.339. Л.25 об.

[9] Покояние: коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий. Т. 7. – Сыктывкар. – С. 388.

[10] НАРК. Ф.186. Оп.1. Д.19. Л.24 об.

[11] НАРК. Ф.186. Оп.1. Д.19. Л.24 об.

[12] Там же.

[13] Литвак К.Б. Перепись населения 1897 г. о крестьянстве России: источниковедческий аспект // История СССР. – 1990. - № 1. – С. 118.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 28 января 1897 г. На территории всей страны по общей программе и единой методике силами 135 тысяч «счетчиков» были получены данные о географическом, возрастном, религиозном распределении населения, о его грамотности, знятиях, бытовых и прочих особенностях. См.: Там же. С.119.

[14] НАРК. Ф.186. Оп.1. Д.19. Л.24.

[15] Там же. Л.24 об.

[16] Там же. Л.25 об.

[17] Рогачев М.Б. Столица зырянского края: очерки истории Усть-Сысольска конца XVIII - начала XX вв. – Сыктывкар, 2006. – С. 83.